На экзамене

Данная статья написана к варианту 2013 года и ПОКА не адаптирована к современному варианту.
Есть, конечно, различия, однако, основные идеи применимы и сейчас.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Итак, перед Вами вариант, в нём есть части А, В и С, всего 35 заданий. 

При этом в части А нужно выбирать ответы из 4-х вариантов.

Нужно ли угадывать ответы?

Пусть Вас не сбивает с толку эта система с выбором ответа. Не поддавайтесь на искушение "угадать ответ". Задания составлены так, что там всегда есть неправильные варианты, которые смотрятся весьма правдоподобно.

Вместо этого закройте все ответы, не смотрите на них! Решите задачу на чистом листе бумаги или ответьте на вопрос у себя в голове, и только потом найдите соответствующий ответ среди предложенных вариантов! Так гораздо надёжнее.

Если же попадаются вопросы, в которых Вы "ни в зуб ногой", сколько на них ни смотри - ну что ж, тут уже, конечно, угадывайте. Лучше написать ответ наугад, чем ни писать никакого.

О черновиках и чистовиках.

Не жалейте бумагу! Если её дали мало - попросите ещё, Вам дадут, Вы имеете на это полное право. Практика показала, что если Вы решаете задачу на тесном клочке бумаги, тесно и Вашим мыслям. Не отказывайте себе в том, чтобы взять чистый лист бумаги для сложной задачи, или чтобы начать решать задачу заново, если Вы запутались. Часто, решая заново на новом чистом листе, Вы достигаете успеха. Не ленитесь сделать хороший рисунок - это часто помогает. Имейте в виду, что содержимое черновиков не проверяется.

Будьте очень внимательны в записи ответа на чистовик. Было бы обидно, успешно решив задачу, не получить за неё баллы, просто потому, что вы перепутали буквы "Б" и "В", или в разделе "В" написали последовательность цифр "123" вместо "132". Проверку разделов "А" и "B"  осуществляет компьютер, и не думайте, что Вы потом что-то докажете на апелляции - в теории это возможно, а на практике крайне маловероятно.  

Поэтому, как говорится, "семь раз отмерьте", ещё раз внимательно перечитайте задание, не пожалейте минутку, прежде чем записать ответ в чистовик.

А вот в разделе "C" необходимо записывать полное решение, и желательно подробно. То есть, например, для бруска, лежащего на наклонной плоскости, не просто  записываете N=mgcosα, Fтр=mgsinα, а указываете, что это второй закон Ньютона, записанный в проекциях на оси OY и OX. Раздел "С" проверяют живые преподаватели, и полные 3 балла дают только за полные решения. 

Тактика распределения времени.

В 2013 году время, отводимое на выполнение экзамена, составляет 235 минут - почти 4 часа. Это значительное время, но им надо распорядиться разумно. Это не тот случай, когда Вы можете себе позволить полтора часа решать одну задачу, даже если она очень интересная.

Я предлагаю действовать следующим образом.

1) Продвигаетесь подряд по разделу "А". Если это теоретический вопрос, на который Вы знаете ответ - отвечаете, проверяете, записываете ответ в чистовик. Если сомневаетесь - пока отложите. Если это несложная на Ваш  взгляд задача - решаете её на черновике. Решилась - проверяете, записываете ответ в чистовик. Не решилась задача минут за 5-7 - пока отложите. Не пишите ответ наугад и не "висите" над задачей дольше. Продвигайтесь дальше. Потом к ней вернётесь.

Если вопрос или задача по совсем незнакомому материалу, и Вы твёрдо уверены, что сколько ни думай, прозрение не наступит (ну не успели Вы выучить, что такое дифракция!) - выберите вариант наугад и забудьте думать об этой задаче! 

Таким образом, по итогам работы с частью "А" у Вас некоторые задачи будут решены, некоторые отвечены наугад (надеемся - малое число), а некоторые отложены. Это нормально. Также помните, что иногда в часть "А" попадают более сложные задачи. Это случается.

2) Дальше работаете с 4 заданиями раздела "В". Структура этих заданий такова, что требует большой внимательности. Практика показала: стремление выполнить это задание устно часто приводит к ошибкам. Лучше всего выписать на черновике формулы, которые описывают данный физический процесс, и анализировать эти формулы. А затем очень внимательно  перевести получившееся знание в требуемый вид цифровой последовательности. Для выполнения этих заданий я очень рекомендую применять краткую форму рассуждений, приведённую в завершающей части статьи "Четыре языка физики"

Если задача сложная или Вы запутались - отложите. Не висите над задачей раздела "В" больше десяти  минут. Лучше вернитесь к ней позже, заново, на чистом листе. 

3) Теперь, воодушевлённые тем, что уже много задач решено, проходите разделы "А" и "В" по второму кругуЧасто свежий взгляд помогает, особенно на чистом листе. В зависимости от потраченного времени, уделите больше или меньше времени этому этапу. Оставьте время для того, чтобы решить несколько задач части С.   

4) Приступаете к разделу "С". Начинаете с самой лёгкой, на Ваш взгляд, задачи и дальше уже действуете по обстоятельствам. Если задача не решается минут 20, оставляете её и пробуете следующую, потом можете вернуться. Не забудьте оставить достаточно времени, чтобы переписать полное решение задач раздела С на чистовик!

Это конечно, примерный план, и Вам может оказаться удобнее действовать по-другому. Имеет смысл в последнюю неделю перед экзаменом несколько раз тренироваться с типовым вариантом, полноценно выделяя на эту работу 3-4 часа, чтобы привыкнуть к этому формату экзамена и научиться распределять время.